?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Интервью Кортасара о фото
Anumi, Ануми
anumi_lj


Эвелин Пикон. Тебе нравится сравнивать писательское искусство с боксом,джазом и фотографией. Когда ты начал заниматься фотографией?


Хулио Кортасар. Прежде чем рассказать о фотографии, отвечу на первую часть
твоего вопроса — мне она показалась интересной, — хотя вопроса-то там, по
сути, и нет. Так вот, хочу тебе сказать, что, используя метафоры и
сравнения, я делаю это очень обдуманно. В Латинской Америке все еще жива
романтическая страсть, знак эдакой особой утонченности, отыскивать наиболее
благородные, высокие метафоры, сравнения и уподобления. Скажем, сейчас уж
никак недопустимо сравнить кого-то с лебедем, а то бы у нас это делали. Еще
в ранней юности я почувствовал, что нужно пристальнее вглядываться в
некоторые детали нашей повседневной жизни — они могут таить в себе подлинную
красоту. Иными словами, хороший боксерский поединок не менее красив, чем
лебедь. Тогда почему бы не использовать поединок в своей системе сравнений,
системе ценностей. Поэтому в моих книгах почти с самого начала было много
такого рода вещей. Нарочно — чтобы десакрализовать литературу, лишить ее
ореола чего-то исключительно высокого, ведь в ней должно находить место и
самое низкое. Высокое и низкое — разные точки на единой шкале ценностей
Запада, и эта шкала как раз сегодня меняется, а для многих, наверное, уже
изменилась. Теперь перейдем ко второй части твоего вопроса. Еще совсем юным,
едва начав работать, я накопил денег и купил себе маленький фотоаппарат,
очень плохонький, и принялся снимать, и снимал усердно, стараясь
совершенствовать свое умение. Потом у меня появился второй фотоаппарат, чуть
получше. И у меня выходили уже вполне приличные снимки. Вряд ли я нынче
смогу объяснить тебе, почему этим занимался. Думаю, на самом деле увлечение
мое в скрытой форме было связано все-таки с литературой. Фотография — это
своего рода зримая литература. Снимая, ты делаешь нечто осмысленное:
выстраиваешь кадр, что-то в него включаешь, что-то убираешь. Хороший
фотограф — тот, кто лучше других строит кадр. И кто умеет положиться на
случай, но тут мы уже вступаем во владения сюрреализма. Каждый раз, беря в
руки фотоаппарат, я видел, как соединялись вместе два-три несовместимых
элемента: скажем, стоящий человек отбрасывает тень, которая похожа на
большого черного кота. И если кому-то удается такое запечатлеть, я называю
это чудом. По сути, я занимаюсь литературой: фотографирую метафору —
человека, у которого тень — кот. Думаю, я пришел к фотографии по
литературной дорожке.

Эвелин Пикон. Это все равно что выискивать облака необычной формы, правда?

Хулио Кортасар. Вот именно, или, скорее, уметь увидеть особые формы облаков.

Эвелин Пикон. Значит, фотография для тебя связана с литературой — по подходу
к реальности, способу ее восприятия?

Хулио Кортасар. Да. Мало того, она стала вторгаться в мои тексты, как в
“Последнем раунде”, куда я вполне обдуманно ввел много фотографий, чтобы
зрительный ряд дополнял письменный. Идея коллажа — фото и текст — увлекает
меня чрезвычайно. Будь у меня техническая возможность самому печатать
собственные книги, я наверняка делал бы книги-коллажи.


  • 1
Безумно интересно, поймал себя на мысли, что недавно фоткал пейзажи, чтобы потом их попробовать описать.

Слова и фото!

Стоит перечитать "Слюни дьявола" вышеупомянутого любимого писателя! Позже обещаю опубликовать лучшие цитаты о фото из этого рассказа! Кроме того, ведь именно по его мотивам Антониони снял свой знаменитый фильм "Blow Up". Так тебе удалось дополнить и оформить твои кадры словами?!

Re: Слова и фото!

Как раз сейчас этим и занимаюсь. "Слюни дьявола" ждут своей очереди в аудиоформате, а Фотоувеличение никак не найду.

Цитаты из рассказа "Слюни дьявола" в контексте фото!

"Когда держишь в руках фотоаппарат в руках, считаешь не иначе как своим прямым долгом быть начеку, не упустить дивный момент отблеска солнечного луча на старом камне или стремительный бег девочки с развевающимися волосами... фотографу всегда приходится поступаться собственным видением мира в пользу аппарата, который предательски навязывает свой сюжет..."
" Я приставил фотоаппарат к глазам, будто нацеливаясь на что-то, но так, чтобы и они оба попали в объектив, и замер в уверенности, что наконец-то схвачу какой-нибудь ключевой жест, предательскую гримасу, одно из тех движений, котороые жизнь сливает воедино, а статичные образы, дробящие время на куски, напротив лишают жизни, если не поймать самый главный, почти неуловимый кусочек в этом ряду..."
"...Он повесил огромную фотографию на стену и в первый день долго глядел на нее и вспоминал, отдаваясь процессу меланхолического сравнения живых картин памяти с этой канувшей в Лету реальностью, с этим окаменевшим воспоминанием, каким является любое фото, где ничто не упущено, ни, кажется, даже это самое "ничто", заключающее в себе истинный смысл отображённой сцены."
"До сих пор моим главным оружием была фотография, вот эта, здесть, но те, кто на ней запечатлен, мстили мне, показывая, как всё будет. Снимок сделан, время прошло; мы далеко друг от друга, совращение наверняка уже состоялось, слёзы пролиты, остальное - предположения и грустные догадки. Ход событий неожиданно переменился - люди с фото жили, двигались, принимали решения и подчинялись решениям, шли к своему будущему, а я оставался с другой стороны, был узником другого времени, узником линзы моего аппарата, чего-то недвижного, не способного к переменам..."

  • 1